Размер платы за жилое помещение должен обеспечивать содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
Установление требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме отнесено к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений (ч. 2 ст. 12 ЖК РФ).
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ (ч. 3 ст. 39 ЖК РФ).
Размер платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда ставится в зависимость от размера занимаемой общей площади жилого помещения и в зависимость от площади комнат в общежитиях.
Частью 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения определяется как сумма площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно п. 1 ст. 682 ГК РФ, размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон в договоре найма жилого помещения (имеется в виду договор коммерческого найма). В случае, если в соответствии с законом установлен максимальный размер платы за жилое помещение, плата, установленная в договоре, не должна превышать этот размер.
_______________________________________________________
Нередко, владельцы загородных домов сталкиваются с вопросом о водоснабжении - в некоторых районах централизованный водопровод просто отсутствует. Выход есть - создать систему автономного водоснабжения. Работы по заложению, бурение скважин на воду, их испытание выполняются в соответствии с действующими нормативными документами проектной организацией или группой специалистов, имеющей соответствующую лицензию.
_______________________________________________________
Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для рассматриваемой категории плательщиков, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ) (п. 3 ст. 156 ЖК РФ).
Надо заметить, что п. 2 ст. 61 ЖК РФ устанавливает право пользования нанимателей жилого помещения в многоквартирном доме общим имуществом наравне с лицами, имеющими долю в праве общей долевой собственности на данное имущество. Таким образом, наниматели жилого помещения в многоквартирном доме наравне с собственниками такого имущества несут бремя расходов на содержание и ремонт общего имущества.
Порядок и правила исчисления размеров платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме собственниками помещений регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме. Законодателем не предусмотрено правил, регламентирующих порядок и правила исчисления размеров платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме нанимателями жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда. Таким образом Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме могут распространяться и на данную категорию плательщиков.
Частью 4 ст. 156 ЖК РФ установлены три условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем):
1) качество жилого помещения;
2) благоустройство жилого помещения;
3) месторасположение жилого дома.
Законодатель прямо указывает на дифференцированность данного вида платежа в зависимости от названных условий.
Именно данная норма позволяет изменить ситуацию, когда на ветхое и новое жилье устанавливался одинаковый размер платы за пользование жилым помещением.
Еще одно условие определения размера платы за пользование жилым помещением регламентирует п. 5 ст. 156 ЖК РФ - это установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), которое не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральными законами, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда иным категориям граждан, могут быть установлены другие условия определения размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем).
Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений (ч. 6 ст. 156 ЖК РФ).
Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Такой способ не применяется, когда способом управления многоквартирным домом было избрано непосредственное управление самими собственниками помещений (собственники самостоятельно решают вопросы технического обслуживания и эксплуатации своей собственности).
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, ЖК или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления ТСЖ, ЖК или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставами.
Нормы п. 9 ст. 156 ЖК РФ прежде всего направлены на социальную защиту малоимущих граждан. В соответствии с данными нормами граждане, признанные малоимущими в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением. Оплата содержания и ремонта жилого помещения, а также оплата коммунальных услуг с таких граждан не снимаются.
Размер платы за коммунальные услуги, согласно ст. 157 ЖК РФ, определяется исходя из объемов потребляемых коммунальных услуг, определяемых по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ), а услуг по электроснабжению и газоснабжению - утвержденных органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, выделяются два варианта определения размера платы за коммунальные услуги:
1) на основании показаний приборов учета;
2) на основании нормативов потребления коммунальных услуг.
При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется:
- для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения по формуле:
n
i
P= (V - SUMV) T-----(1)
ky2iDnkikyn
D
где: V-объем(количество)коммунальногоресурса(холодной воды,
D
горячейводы,газа или электрической энергии), фактически потребленный за
многоквартирном доме (руб.); S- общая площадь i-того помещения (квартиры,
i
нежилогопомещения)вмногоквартирном доме или общая площадь жилого дома
(кв. м); S-общаяплощадьвсехпомещенийвмногоквартирном доме или
D
жилого дома (кв. м); P- общий размерплатыза отопление в i-том жилом
fni
помещении многоквартирного дома за прошедший год (руб.).
Величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальные услуги и рассчитанная в соответствии с подп. "а" и "б" п. 19, подп. "г" п. 20, подп. "б" п. 21, п. 23 и 25 Правил о предоставлении коммунальных услуг гражданам, учитывается при начислении платы за коммунальные услуги, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее одного месяца после перерасчета.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:
- для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения по формуле:
V
D
P= ------------- VT,(4)
ky3iV+ Vipky
npnn
где:V-объем(количество)коммунального ресурса(холодной воды,
D
горячейводы,газа или электрической энергии), фактически потребленный за
- для отопления по той же формуле, что и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.
По поводу приведенной формулы имеется интересный судебный спор.
Юрий Вениаминович Двойрин обратился в Верховный Суд РФ о признании незаконным пункта 3 приложения к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в части определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, оборудованных приборами учета, по формуле.
Как указывает заявитель, установленный в п. 3 приложения к Правилам порядок оплаты холодного и горячего водоснабжения для домов, оборудованных коллективными приборами учета, часть квартир в которых имеет индивидуальные приборы учета, а часть не имеет, является незаконным и нарушает его права потребителя. В помещениях, оборудованных приборами учета, граждане кроме фактического расхода, зафиксированного приборами учета, должны оплачивать и сверхнормативный расход воды потребителями, не имеющими приборов учета, и утечку воды в неисправной общей части системы водоснабжения дома, что ставит потребителей в заведомо неравные условия.
Представители ответчика (Правительства РФ) пояснили, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям ЖК РФ, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают прав граждан как потребителей коммунальных услуг.
Верховный Суд РФ, отказав в удовлетворении требований, пояснил, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения по формуле (подп. 1 п. 3 приложения к Правилам):
ЖК РФ в п. 1 ст. 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Поскольку размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение определяется исходя из показаний приборов учета, положения подп. 1 п. 3 приложения к Правилам соответствуют действующему жилищному законодательству.
Формула учитывает также требования ст. 30, 39 ЖК РФ, предусматривающих несение собственником жилого помещения бремени содержания общего имущества.
При определении нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" учитываются нормативные технологические потери коммунальных услуг и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Статья 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" обязывает потребителя оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Оспариваемые положения нормативного правового акта не предполагают оплату потребителем коммунальных услуг, которые ему не предоставлены.
Организация, предоставляющая коммунальные услуги, обязана поддерживать надлежащее техническое состояние сетей, а общедомовые и индивидуальные приборы учета определяют объем потребления коммунальных услуг, в том числе холодной и горячей воды, за которые потребитель обязан произвести оплату.
При наличии в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета потребления тепловой энергии и наличии во всех или в отдельных помещениях распределителей размер платы за отопление рассчитывается исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии за предыдущий год, а в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за предыдущий год - исходя из норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, утвержденного в соответствии с законодательством РФ. Исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за отопление помещений, оборудованных распределителями, по формуле:
P- P- P
kpnpnn
P= -------------------- S ,(7)
o3iSi
Dp
где: P- размер платы за тепловуюэнергию,потребленную за истекший
(квартирными)приборами учета (кв. м); S- общая площадь i-того помещения
i
(квартиры, нежилого помещения) в многоквартирномдомеилиобщаяплощадь
жилого дома, оборудованного приборами учета (кв. м).
Размер платы за отопление в помещениях, не оборудованных распределителями, определяется исходя из общей площади жилых и отапливаемых нежилых помещений и нормативов потребления тепловой энергии. Если распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет менее 50% общей площади жилых помещений в многоквартирном доме, то размер платы за отопление рассчитывается по той же формуле, что и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.
При оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в этом жилом помещении рассчитывается:
- для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения по формуле:
P= VT,(8)
kyijiky
где:V- объем (количество) потребленной холодной воды, горячей воды,
ji
газа (куб. м), электрической энергии(кВт.ч)или объем отведенных бытовых
общая жилая площадь жилых помещений (комнат) вi-той коммунальной квартире
(кв. м); T-тариф на тепловуюэнергию,установленныйв соответствии с
T
законодательством РФ (руб./Гкал).
В период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние шесть месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше шести месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
При применении тарифов, включающих в себя две и более составляющие (в частности, расчет стоимости фактически потребленного объема коммунальных ресурсов и расчет стоимости их подачи), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается в виде суммы платежей по каждой из этих составляющих.
При применении тарифов, дифференцированных по времени суток (дневные и ночные) и (или) потребляемой нагрузке за единицу времени, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов.
При производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для производства тепловой энергии, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
При приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. Расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:
- для отопления по той же формуле, что и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета;
- для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения по формуле:
P= nNT,(10)
kyiijky
где: n- количество граждан,проживающих (зарегистрированных) в i-том
законодательством РФ (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и
водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт.ч).
Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит один раз в квартал, а если это предусмотрено договором - один раз в год корректировку размера платы за такие коммунальные услуги по формуле:
S
i
P= (P- P) ----,(11)
kiламбда.pnpS
D
где:P- размер платы запотребленныйв многоквартирном доме
При отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством РФ, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:
- для холодного водоснабжения и горячего водоснабжения - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при их отсутствии - в соответствии с требованиями строительных норм и правил;
- для сточных вод - как суммарный объем потребленной холодной и горячей воды;
- для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств;
- для отопления - по той же формуле, что и при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" подлежат регулированию:
- тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;
- тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;
- тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;
- надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;
- надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Правительством РФ рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществлять изменение тарифов на оплату коммунальных услуг с учетом уровня доходов населения и мер по социальной защите малоимущих категорий граждан, а также реализации мероприятий, направленных на снижение издержек при оказании жилищно-коммунальных услуг и повышение качества обслуживания потребителей. В тарифы не должны включаться необоснованные затраты, связанные с монопольным положением жилищно-коммунальных организаций (административные издержки, потери в сетях, использование неэффективных технологий и т.п.).
Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2004 г. N 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию. Данные Правила определяют порядок отмены решений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных правилами государственного регулирования и основами ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, либо противоречащих законодательству РФ в области электроэнергетики.
Основанием для рассмотрения вопроса об отмене решения является заявление заинтересованного лица, которое подается в письменной форме с приложением необходимых документов (подлинника или копии). Перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, а также порядок рассмотрения вопросов, связанных с отменой решения, устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
В случае несоблюдения заявителем установленных требований заявление к рассмотрению не принимается и подлежит возврату в течение 10 дней со дня поступления с указанием причин возврата.
Рассмотрение вопроса об отмене решения осуществляется в течение 30 дней с даты принятия заявления к рассмотрению.
Срок рассмотрения может быть продлен на 15 дней в случае необходимости проведения дополнительной экспертизы или получения дополнительных материалов по указанию руководителя федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий (руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов).
Для рассмотрения вопроса об отмене решения могут привлекаться независимые эксперты, заключения которых представляются в соответствующий орган исполнительной власти не позднее чем за пять дней до даты рассмотрения указанного вопроса.
По итогам рассмотрения вопроса об отмене решения принимается одно из следующих решений:
1) об отмене (в части или в целом) решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления);
2) об отсутствии оснований для отмены решения органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов (органа местного самоуправления).
Решение федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий (органа исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов) по вопросу об отмене решения может быть обжаловано в установленном порядке.
Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влекут за собой административную ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 20 и до 25 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
При оценке фактически установленного порядка оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами следует иметь в виду, что он должен соответствовать общим принципам, заложенным в ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", и не ущемлять права потребителей в отношении выбора формы соответствующей оплаты.
В этой связи особое внимание следует уделить соблюдению исполнителями жилищно-коммунальных услуг положений п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому, если иное не установлено договором, потребители вправе по своему выбору:
- оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами. Надо заметить, что согласно ст. 13.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, переводы наличных денежных средств физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги;
- поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору;
- вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая установленный срок окончания ее внесения;
- осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих месяцев.
Условия отсрочки или рассрочки оплаты жилья и коммунальных услуг (в том числе погашение задолженности) согласовываются гражданами с соответствующими исполнителями, имеющими перед ними договорные обязательства по содержанию, ремонту жилья и предоставлению коммунальных услуг.
Актуальность работы, направленной на выявление условий, ущемляющих права потребителей при оплате жилищно-коммунальных услуг, во многом связана с той практикой, которая сложилась в связи с повсеместным созданием так называемых расчетно-кассовых центров по сбору и обработке коммунальных платежей.
Порядок расчетов, т.е. условия и форма оплаты услуг (в том числе в наличном или безналичном порядке), согласно ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" должен определяться по соглашению между потребителем и исполнителем и отражаться в письменном договоре с учетом норм обязательственного права ГК РФ.
В этой связи недопустимы действия отдельных муниципалитетов, связанные с принудительным возложением на потребителей (проживающих прежде всего в муниципальном жилищном фонде) обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг исключительно в расчетно-кассовых центрах и отказом принимать и учитывать платежи, осуществленные иными способами (через банки, почтовым переводом и др.).
Комментарии
0#1Рита Николаевна2012-04-22 09:05А Вы учли в расчетах ошибку, указанной в одном комментарии, изменили текст?Цитировать
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи.