Адреса и телефоны тех, кто должен вам помочь!
Наш опрос
Поддерживаете ли вы закон о лишении гомосексуалистов родительских прав?

 

Все опросы


Возврат и обмен комплектующей части товара

 

Многие современные товары представляют собой сложные механизмы, состоящие из большого количества деталей и механизмов; например, системный блок компьютера состоит как минимум из деталей, представляющих собой самостоятельные части одного товара, причем у каждого из них есть отдельная стоимость, отдельный срок гарантии, а также иные характеристики. Вместе с тем компьютер тоже товар, он состоит из системного блока и монитора. Может ли монитор считаться комплектующей частью компьютера? Как разобраться, что является комплектующей частью товара, а что - самостоятельным товаром?

В соответствии со ст. 134 ГК РФ, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.

Таким образом, комплектующая часть товара - это фактически часть сложной вещи, которая вместе с другими ее частями используется по общему назначению.

Точного определения комплектующей части товара в законодательстве о защите прав потребителей не содержится, поэтому различные спорные ситуации необходимо решать в каждом конкретном случае с учетом всех имеющихся в этой ситуации особенностей.

Много вопросов возникает при определении срока службы, гарантийного срока сложных вещей. От правильного определения указанных сроков зависит, в какой срок и какие можно будет предъявить требования продавцу (изготовителю) в случае обнаружения в товаре недостатков.

В соответствии с п. 3 ст. 470 ГК РФ гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи. Если потребитель приобрел сложную вещь, например автомобиль, который состоит из множества отдельных механизмов, причем продавцом установлен гарантийный срок пять лет с момента продажи, но через три года эксплуатации этого автомобиля вышел из строя двигатель, потребитель имеет право предъявить продавцу соответствующее требование, например о безвозмездном устранении недостатков, потому что отдельно на комплектующую часть автомобиля - двигатель - гарантийный срок не был установлен, следовательно, на него распространяется общий гарантийный срок, установленный для товара в целом, т.е. пять лет.

В п. 3 ст. 19 Закона о защите прав потребителя указывается, что гарантийные сроки могут устанавливаться на комплектующие изделия и составные части основного товара. Гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

Таким образом, устанавливать отдельные гарантийные сроки на комплектующие части изделия - это право продавца (изготовителя), но не его обязанность. В случае установления таких сроков их исчисление будет осуществляться в общем порядке в соответствии с нормами гражданского законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

В соответствии со ст. 471 ГК РФ гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи. При этом действует общее правило: если покупатель лишен возможности использовать товар, в отношении которого договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца, гарантийный срок не исчисляется до устранения продавцом соответствующих обстоятельств. Это правило распространяется и на комплектующие части изделия.

Согласно п. 3 ст. 471 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает исчисляться одновременно с гарантийным сроком на основное изделие.

Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не мог использоваться из-за обнаруженных в нем недостатков, при условии извещения продавца о недостатках товара в надлежащем порядке.

На комплектующие части товара может быть установлен различный срок гарантии. В связи с этим возможны различные ситуации, некоторые из них прямо оговорены в Законе РФ о защите прав потребителей.

Если на комплектующие части изделия отдельно не установлен гарантийный срок, то гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части товара будут считаться равными гарантийному сроку на основное изделие. В этом случае потребитель вправе в любое время в пределах гарантийного срока на основное изделие предъявить требования, связанные с обменом и возвратом комплектующей части изделия.

Если на комплектующее изделие или составную часть товара в договоре установлен гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок на основное изделие, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками комплектующего изделия и составной части товара при их обнаружении в течение гарантийного срока на основное изделие, если иное не предусмотрено договором.

Однако чаще всего продавцы (изготовители), руководствуясь указанным пунктом и устанавливая отдельный гарантийный срок на комплектующие части изделия (как правило, более короткий, чем гарантийный срок на основное изделие), обязательно указывают, что по истечении указанного срока гарантийные обязательства на комплектующие части изделия не принимаются.

Если на комплектующее изделие установлен гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок на основной товар, потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара при условии, что недостатки комплектующего изделия обнаружены в течение гарантийного срока на это изделие независимо от истечения гарантийного срока на основной товар. В данном случае речь идет о том, что комплектующее изделие - в любом случае часть основного товара и, если в нем обнаружен недостаток, следовательно, можно вести речь о недостатке товара в целом.

В связи с этим требование о возврате или обмене не только комплектующей части товара, но и всего товара в целом может быть заявлено в пределах гарантийного срока, установленного для комплектующего изделия.

Однако предъявление такой претензии будет правомерно при выявлении недостатка товара именно из-за ненадлежащего качества комплектующего изделия и к тому же в пределах установленного на него гарантийного срока.

Из общего правила, касающегося добровольности установления гарантийных сроков на комплектующие изделия, есть исключение. В соответствии со ст. 5 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720. В указанный Перечень включены следующие группы товаров:

- товары для детей: игрушки; коляски и велосипеды детские, узлы и детали к ним; видеоигры; персональные бытовые компьютеры детские;

- товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях: инструменты, приборы и аппараты медицинские; очки и линзы для коррекции зрения;

- оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника: аппараты (печи) отопительные; котлы отопительные; водоподогреватели и колонки водогрейные; оборудование санитарно-техническое из металлов и полимеров, из фаянса, полуфарфора и фарфора; арматура и гарнитура санитарно-технические;

- предметы обстановки дома: диваны, кушетки, тахты, кресла-кровати, диваны-кровати, матрацы, шкафы, мебельные гарнитуры, наборы мебельных изделий;

- хозяйственные товары: электробытовые товары (кроме элементов и батарей первичных); станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; оборудование бытовое для обеззараживания, очистки и доочистки питьевой воды, насосы и компрессоры бытовые; аппаратура газовая бытовая, в том числе работающая на жидком и твердом видах топлива; емкости для хранения и транспортирования продуктов;

- культтовары: бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; музыкальные инструменты;

- спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства: изделия спортивного назначения; прогулочные суда и плавсредства бытового назначения, агрегаты, узлы и детали к этим судам и плавсредствам;

- технические средства для домашнего содержания животных и по уходу за растениями: принадлежности для домашнего содержания рыб, птиц и зверей; средства малой механизации садово-огородные.

Если речь не идет о вышеперечисленных товарах, то фактически продавец (изготовитель) вправе самостоятельно определять необходимость установления гарантийных сроков на товар в целом и (или) комплектующие части. В связи с этим возникает вопрос, вправе ли продавец (изготовитель), не устанавливая гарантийный срок на товар в целом, установить его лишь на отдельные комплектующие изделия и составные части товара?

Разъяснение по указанному вопросу было дано в свое время МАП России, поясняющим, что в соответствии с п. 2 ст. 470 ГК РФ продавец вправе предоставить гарантию качества на товар в целом. В соответствии с п. 6 и 7 ст. 5 Закона о защите прав потребителей изготовитель и продавец вправе устанавливать в целом на товар гарантийный срок. В то же время ГК РФ (п. 3 ст. 470) и Закон РФ о защите прав потребителей (п. 3 ст. 19) выделяют комплектующие изделия и составные части товара в качестве самостоятельного предмета гарантийных обязательств продавцов (изготовителей). В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ свобода договора может быть ограничена только положениями законов и иных правовых актов. В законодательстве не содержится запрета на установление продавцом (изготовителем) гарантийного срока на отдельные комплектующие и составные части товара. Таким образом, представляется, что продавец (изготовитель) вправе не устанавливать гарантийный срок на товар в целом, а установить его лишь на отдельные комплектующие изделия и составные части товара.

Независимо от того, на что именно установлен гарантийный срок - на товар в целом или только на комплектующие изделия, если недостаток товара обнаруживается в течение гарантийного срока, потребитель имеет право обратиться к продавцу (изготовителю) с требованием об обмене такого товара или его ремонте. В связи с этим возникает вопрос, как будет регулироваться установление нового гарантийного срока на отремонтированное или обмененное комплектующее изделие. В соответствии с ГК РФ и п. 4 ст. 20 Закона о защите прав потребителей при устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Если потребитель отдал в ремонт или на обмен комплектующую часть изделия, продавец (изготовитель) обязан сделать отметку о проведенном ремонте комплектующего изделия и продлить гарантийный срок либо установить новый гарантийный срок при обмене комплектующей части товара.

Наибольшее число вопросов возникает при приобретении компьютера. Никто не оспаривает, что данный товар является сложной вещью, однако при этом ни в одном из нормативных актов не разъяснено, что входит в это понятие. Как подтверждает судебная практика, монитор и системный блок являются двумя абсолютно самостоятельными товарами.

Пример 9. Гражданин К-н обратился в суд с требованием расторгнуть договор, заключенный между ним и магазином компьютерной техники, в соответствии с которым он приобрел компьютер (монитор и системный блок). Спустя полтора месяц после покупки в мониторе был обнаружен существенный недостаток производственного характера. К-н обратился в суд с заявлением о расторжении договора в полном объеме и возложением на магазин обязанности возместить ему все убытки исходя из суммы покупки. Однако судом было разъяснено, что системный блок и монитор являются самостоятельными товарами, на каждый установлена отдельная цена, отдельный гарантийный срок, серийный номер и т.п. В результате К-н был вынужден уточнить исковые требования, уменьшив их до стоимости монитора, поскольку недостаток выявился именно в нем.

Комментарий. Во избежание неправильного определения своих требований необходимо четко отграничивать самостоятельный товар от его комплектующей части.

В случае если потребитель обнаружил, что в комплектующей части изделия проявляется какой-либо недостаток, прежде всего необходимо еще раз прочитать техническую документацию, приложенную к товару, и установить, предусмотрен ли продавцом (изготовителем) гарантийный срок на комплектующие изделия или необходимо ориентироваться на гарантийный срок всего изделия в целом.

Если недостаток проявился в пределах гарантийного срока или срок обнаружения недостатка позволяет обратиться к продавцу (изготовителю) с законным требованием, несмотря на истечение гарантийного срока с учетом вышеизложенных особенностей, то в этом случае необходимо предъявить претензию продавцу (изготовителю).

Приводим примерный образец претензии изготовителю (продавцу) в связи с обнаруженным недостатком комплектующей части изделия.

 

ООО "Компьютеры"

г. Энск, пр-т Энский, д. 15

от Иванова Ивана Ивановича

г. Энск, ул. Энская, д. 3, кв. 5

контактный телефон 33-48-91

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

12 января 2007 г. в магазине "Компьютеры", расположенном по адресу: г. Энск, пр-т Энский, д. 15, я приобрел компьютер, состоящий из системного блока, монитора, клавиатуры и мыши. 2 февраля 2007 г. компьютер перестал включаться. Я обратился в сервисный центр, в котором мне было сделано заключение, что причиной поломки компьютера является брак производственного характера в материнской плате.

Материнская плата является комплектующей частью системного блока. На системный блок установлена гарантия три года. Следовательно, указанный срок гарантии распространяется и на каждую комплектующую часть системного блока. В связи с вышеизложенным и в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" прошу обменять мне материнскую плату на аналогичную надлежащего качества.

 

12.03.2014

    Иванов                                                      И.И.Иванов

 

Как говорилось ранее, претензию можно отправить по почте в адрес магазина, где приобретался товар, либо непосредственно под роспись передать продавцу (изготовителю). Напомним, что неполучение в течение установленного законом срока ответа на претензию либо невыполнение продавцом (изготовителем) требования потребителя без законных для этого оснований служит основанием для обращения потребителя в суд.

Однако для защиты своих интересов в суде потребителю необходимо составить исковое заявление и приложить к нему определенные документы.

Фактически исковое заявление будет дублировать претензию, однако законом предусмотрен ряд определенных положений (сведений), которые в обязательном порядке должны содержаться в исковом заявлении.

 

Добавить комментарий


Обновить




Первая страница | Юридическая консультация | Юридический форум | Законы | Все новости | Все статьи | Партнеры проекта | Благодарности | Обратная связь